Сцена из спектакля «Татарский орнамент. Ожившие узоры».
Фото — Намис Размиев.
Фото — Намис Размиев.
В Мензелинске в рамках всемирной акции Small Size Days прошел Первый творческий образовательный форум бэби-театров «Лэклэк» (в переводе — «аист»).
Small Size — это международное объединение бэби-театров, которое ратует за доступность театрального искусства с самого раннего возраста. В акции Small Size Days принимают участие театры по всему миру — в этом году к ним присоединился и Татарстан. Флагманом бэби-театра в республике решился стать Мензелинский государственный татарский драматический театр им. Сабира Амутбаева. Мензелинск — старинный купеческий город с населением всего 17 тысяч человек, но именно здесь в 2018 году появился первый национальный бэби-спектакль — «Татарский орнамент. Ожившие узоры» Алмаза Садриева.
Вообще это тот показательный случай, когда целое направление театра в регионе запустил, по сути, один человек. Алмаз Садриев был участником всех лабораторий проекта «Бэби Лаб» (которые проводились в Москве и других городах Союзом театральных деятелей и Институтом театра), изучал опыт европейских стран, где бэби-театр благополучно существует более тридцати лет, и стал стучаться с этим багажом в двери театров. Поначалу к заморской диковине относились настороженно и крутили пальцем у виска — мол, что это вообще такое, и зачем оно нам? Но настойчивость, убедительность и теоретическая оснащенность режиссера постепенно сломали лед недоверия, и робкие ростки театра для самых маленьких стали появляться и в Татарстане, и в соседних регионах.
Спустя три года активной деятельности пришло время как-то осмыслить эту работу, проанализировать ошибки и удачи, продемонстрировать бэби-театр именно как новое художественное явление, а не как отдельные случайные спектакли. В фестивале «Лэклэк» приняли участие театры Мензелинска, Атни, Казани, Альметьевска, Уфы и Улан-Удэ. В основном, это были постановки самого Садриева, выдержанные в едином стилевом ключе. В отличие от многих московских театров, практикующих интерактивный подход в общении с маленькими зрителями, когда спектакли отчасти походят на игровые занятия, Алмаз Садриев придерживается другого, европейского стандарта. Его постановки бессюжетны, бесконфликтны и, как правило, лишены слов. Они состоят из двух частей: собственно театральной и игровой. И каждая разрабатывает какую-то тему.
Спустя три года активной деятельности пришло время как-то осмыслить эту работу, проанализировать ошибки и удачи, продемонстрировать бэби-театр именно как новое художественное явление, а не как отдельные случайные спектакли. В фестивале «Лэклэк» приняли участие театры Мензелинска, Атни, Казани, Альметьевска, Уфы и Улан-Удэ. В основном, это были постановки самого Садриева, выдержанные в едином стилевом ключе. В отличие от многих московских театров, практикующих интерактивный подход в общении с маленькими зрителями, когда спектакли отчасти походят на игровые занятия, Алмаз Садриев придерживается другого, европейского стандарта. Его постановки бессюжетны, бесконфликтны и, как правило, лишены слов. Они состоят из двух частей: собственно театральной и игровой. И каждая разрабатывает какую-то тему.
Самый первый спектакль — «Татарский орнамент. Ожившие узоры» — это визуальные вариации на тему национальных орнаментов. Два симпатичных артиста постепенно украшают белое пространство сцены — заполняют его повторяющимися цветочными мотивами, существуя при этом в ситуации детской игры, оживляя окружающие предметы. А в финале белые экраны просто взрываются красочными узорами с помощью видеопроекций и театра цветных теней.
Спектакль «От неба до земли» Башкирского академического театра драмы им. Мажита Гафури проходит в большом шатре (на сцене Мензелинского театра, правда, поместилась только его половина). Он напоминает игру «На что похоже это облако» и помогает разбудить фантазию маленьких зрителей — помочь им увидеть в абстрактных формах знакомые предметы, животных и другие образы. Художница Павла Никитина создала здесь очень красивый, завораживающий волшебный мир. Правда, засыпавший сцену мягкий снег оказался для детей столь привлекательным, что интерактивная часть спектакля началась раньше задуманного времени.
Спектакль «От неба до земли» Башкирского академического театра драмы им. Мажита Гафури проходит в большом шатре (на сцене Мензелинского театра, правда, поместилась только его половина). Он напоминает игру «На что похоже это облако» и помогает разбудить фантазию маленьких зрителей — помочь им увидеть в абстрактных формах знакомые предметы, животных и другие образы. Художница Павла Никитина создала здесь очень красивый, завораживающий волшебный мир. Правда, засыпавший сцену мягкий снег оказался для детей столь привлекательным, что интерактивная часть спектакля началась раньше задуманного времени.

Сцена из спектакля «От неба до земли». Фото — Намис Размиев.
Альметьевский татарский драматический театр представил на фестивале, пожалуй, идеальный бэби-спектакль — «Терра», который можно адресовать как самым маленьким зрителям, так и их старшим братьям и сестрам. Ведь в театр часто приходят семьями — и это тоже приходится учитывать постановщикам. Так вот, для целевой аудитории бэби-спектаклей «Терра» — это увлекательная игра в песочницу, где актеры ведут себя точно как дети, придумывают все новые забавы с песком и откапывают в нем удивительные штуковины. А вот для старших это уже будет игра в археологов, потому что из-под земли появляются артефакты разных эпох и культур: черепки глиняной посуды, разбитый античный бюст, который нужно собрать, как конструктор, истуканы с острова Пасхи и т. д. Последним эффектно появляется саркофаг древнеегипетской мумии. При этом спектакль очень экологичен с эстетической точки зрения: мягкие естественные цвета, приятные фактуры, которые потом можно пощупать, включая и тактильные ощущения, очень важные для малышей. В сочетании с игрой света тут создаются визуальные картины, которые учат детей видеть и ценить прекрасное. «Как красиво!» — такое искреннее восклицание от маленького зрителя дорогого стоит.
Спектакль «Микрохи» Русского драматического театра из Улан-Удэ, показанный на видео, тоже предназначен для разных уровней восприятия. Для малышей это просто яркие картинки и забавные пластические этюды, где взрослые дяди и тети кувыркаются, как маленькие. А для детей постарше — путешествие в удивительный мир микроорганизмов, эндемиков Байкала. На сцене появляются диковинные подводные существа, которых в реальности можно разглядеть лишь под микроскопом, и даже гигантские чашки Петри, где цветные пятна колоний микроорганизмов напоминают абстрактную живопись. И пусть далеко не все зрители тут поймут смысл опытов и назначение стеклянных колб и научных приборов, но эстетическое впечатление получит каждый, независимо от возраста.
Фестиваль ставил своей целью, конечно, не только показ ретроспективы творчества Алмаза Садриева в его развитии, но и образовательные, просветительские задачи. В его программе были также лекция о европейском опыте постановок для зрителей раннего возраста, круглый стол для директоров театров, мастер-класс по способам актерского существования и коммуникации с детьми от московской группы «Импрессивная клоунада», а также видеопоказы бэби-спектаклей из Германии, театров Гамбурга и Франкфурта. Все работы обсуждались и подробно разбирались критиками, а гостями форума стали представители театров из соседних городов — Нижнекамска, Набережных Челнов и Казани, где в скором времени, я думаю, тоже появятся свои бэби-спектакли. Потому что за два дня насыщенного и плодотворного общения все убедились, что бэби-театр сегодня — и средство привлечения в театр новой аудитории, и его социальная миссия. Бэби-направление демонстрирует открытость театра обществу, его запросам, создает уютную, комфортную атмосферу, куда людям хочется возвращаться снова — уже на более взрослые спектакли. И он же формирует нового зрителя, с раннего возраста занимается его эстетическим развитием, закладывает какие-то базовые основы хорошего вкуса.
Спектакль «Микрохи» Русского драматического театра из Улан-Удэ, показанный на видео, тоже предназначен для разных уровней восприятия. Для малышей это просто яркие картинки и забавные пластические этюды, где взрослые дяди и тети кувыркаются, как маленькие. А для детей постарше — путешествие в удивительный мир микроорганизмов, эндемиков Байкала. На сцене появляются диковинные подводные существа, которых в реальности можно разглядеть лишь под микроскопом, и даже гигантские чашки Петри, где цветные пятна колоний микроорганизмов напоминают абстрактную живопись. И пусть далеко не все зрители тут поймут смысл опытов и назначение стеклянных колб и научных приборов, но эстетическое впечатление получит каждый, независимо от возраста.
Фестиваль ставил своей целью, конечно, не только показ ретроспективы творчества Алмаза Садриева в его развитии, но и образовательные, просветительские задачи. В его программе были также лекция о европейском опыте постановок для зрителей раннего возраста, круглый стол для директоров театров, мастер-класс по способам актерского существования и коммуникации с детьми от московской группы «Импрессивная клоунада», а также видеопоказы бэби-спектаклей из Германии, театров Гамбурга и Франкфурта. Все работы обсуждались и подробно разбирались критиками, а гостями форума стали представители театров из соседних городов — Нижнекамска, Набережных Челнов и Казани, где в скором времени, я думаю, тоже появятся свои бэби-спектакли. Потому что за два дня насыщенного и плодотворного общения все убедились, что бэби-театр сегодня — и средство привлечения в театр новой аудитории, и его социальная миссия. Бэби-направление демонстрирует открытость театра обществу, его запросам, создает уютную, комфортную атмосферу, куда людям хочется возвращаться снова — уже на более взрослые спектакли. И он же формирует нового зрителя, с раннего возраста занимается его эстетическим развитием, закладывает какие-то базовые основы хорошего вкуса.

Сцена из спектакля «Терра». Фото — Намис Размиев.
Но бэби-театр требует от актеров и постановщиков особых навыков и специфических знаний — и возрастной психологии в целом, и особенностей восприятия у малышей в частности. Поэтому перед театрами, которые хотят завести у себя это направление, остро встает вопрос поиска или обучения соответствующих специалистов. Этим и собирается заняться в ближайшем будущем Мензелинский форум под руководством нового, молодого и инициативного, директора театра Ильнура Гайниева. В его планах — проведение не только фестиваля, но и отдельной образовательной программы с мастер-классами российских и, если повезет, зарубежных профессионалов. Благо, бэби-театр практически лишен языкового барьера и понятен без слов людям любой культуры, что для многонационального Татарстана особенно актуально.