Русский драмтеатр им. Н.А. Бестужева в рамках творческой лаборато рии для детей «Территория РОСТа», которая проходит при поддержке Правительства РБ и Министерства культуры РБ, начал работу над пер вым бэби-спектаклем «Микрохи», сообщает газета «Бурятия».
Для участия в проекте в Улан-Удэ прилетели режиссер бэби-театра, практический психолог Алмаз Садриев, режиссер по пластике Евгений Якимов и художник Павла Петрушова. Мы встретились с постановочной коман дой, чтобы выяснить, чем же отличается бэби-театр от других детских спектаклей, в чем его особенности и почему он так важен детям.
Для участия в проекте в Улан-Удэ прилетели режиссер бэби-театра, практический психолог Алмаз Садриев, режиссер по пластике Евгений Якимов и художник Павла Петрушова. Мы встретились с постановочной коман дой, чтобы выяснить, чем же отличается бэби-театр от других детских спектаклей, в чем его особенности и почему он так важен детям.
– Расскажите, как давно вы зани маетесь бэби-театром?
Алмаз: Бэби-театром я професси онально стал заниматься с 2015 года. За год до этого я принимал участие в образовательной программе «Школа театрального лидера» московского Цен тра им. Мейерхольда. Там нам рассказы вали о форматах современного театра и, в частности, про театр для самых малень ких, где зрители – дети до трёх лет. Мой интерес как режиссёра драматического театра вызвало то, что может существо вать полноценный театр, в котором нет текста, драматургии, конфликта и сюже та. С тех пор я стал исследовать эту тему. Со мной приехала опытная команда. Мы сотрудничаем давно, в рамках творче ской группы «Путь 7 локтей». Есть ряд проектов в работе, для детей постарше и для взрослых, связанных с националь ной культурой и современной формой её подачи.
Павла: Это моя вторая постановка в формате бэби-театра, в этот мир меня втянул Алмаз.
Евгений: С Алмазом я познакомился лет шесть назад. Он пригласил меня на свой бэби-спектакль «Гармония». С тех пор мы вместе.
– Чем вас привлекает бэби-театр?
П.: Возможностью заниматься имен но искусством, и оно воспринимается. Меня этим купил бэби-театр.
Е.: Привлекает в бэби-театре некая ткань символизации, где простая деталь вызывает массу интерпретаций. Ребенок с удовольствием погружается в этот мир, где он, как рыба в воде. С возрастом все это уходит от нас в прагматику быта.
– Чистое искусство?
А.: Вообще, да. Мы занимаемся те атром, а не развлекательным шоу, поэ тому не можем расслабляться, так как должны отдать детям всё возможное. И питать их воображение через театр, в котором многообразие художественных языков.
П.: Как будто нет никаких ограниче ний. Их намного меньше, чем когда дела ешь Чехова, например.
А.: Бэби-театр основан на других, неклассических принципах театра. Он не находится в плоскости спектаклей ТЮЗа, театра кукол и основан на совершенно иных принципах восприятия самым ма леньким зрителем. Мне показалось это интересным с точки зрения новых ощу щений, открытия собственных граней, развития через погружение в возмож ности этой структуры: бессюжетной, бесконфликтной, бестекстовой. Потому что для восприятия маленькими деть ми спектакля форма драматического театра не подходит. Они не способны ещё воспринимать сюжет, конфликт, текст, дидактику. Бэби-театр – одна из форм не интерпретационного театра, когда мы не опираемся на порой огра ничивающую нас сюжетную структуру, написанную драматургом, не привязы ваемся к произведениям, которые напи саны в прошлом и позапрошлом веке, а черпаем вдохновение здесь и сейчас. Мы ищем свои собственные сюжетные реализации, и в этом плане гораздо сво боднее.
– Как родителям объяснить, что такое бэби-театр?
А.: Лучше один раз увидеть. Этот опыт не опишешь словами. Это театр для самых маленьких, причем он гораз до ближе к современному театру, этим он уникален. И необходимо водить туда детей, потому что у них есть право при общаться к искусству с рождения.
П.: Право на эстетическое воспита ние.
А.: Во всем мире это право давно успешно реализуется. А у нас по старин ке считалось, что дети способны при общаться к театру только после трех лет. Однако сейчас, на основе многолет него международного опыта постано вок, сформировалось понимание, что театральными зрителями могут стать дети и самого младшего возраста. Ты только родился и имеешь право ходить в театр, для тебя специально создается искусство. Это важно.
– Что воздействует на ребенка?
П.: Бэби-театр – это сплав визуально го театра, театра предмета, пластическо го и фигуративного театра.
А.: Мы погружаем ребенка на время в пространство, которое полностью эсте тизировано, гармонично, красиво, безо пасно, и таким образом развиваем в нем восприятие такого гармоничного, краси вого, безопасного мира, стимулируя его импульсы к творческому развитию, к ис следованию и эксперименту. И при этом в процессе знакомим его с искусством, которое он воспринимает в чистом виде, у него нет шаблонов, как надо, как не надо, он воспринимает и впитывает.
– И пластика особенная в бэби-театре?
Е.: Да, это ближе к современному тан цу, который в основе своей строится на исследовании собственного тела, поиске в себе своего «Я». Бэби-спектакль требу ет особой пластики для разговора с ма леньким человеком, она должна быть не просто искренней, но и доверительной, чтобы ребенок не испугался и мог скон центрировать внимание. Она связана с открытостью к миру. Человека видно сразу, если он открыт для мира, ребенок туда безбоязненно идет. Эту пластику не просто нащупать. В процессе работы с актерами это всегда эксперимент, но ин тересный и увлекательный.
– Как опровергнуть миф, что детям театр до трех лет не нужен?
А.: Смотря какой театр. Если это театр сродни театру для взрослых с сюжетом, драматургией и конфликтом, то такой те атр не нужен до 3 лет. Но есть множество театральных форм, которые успешно во всем мире развиваются, и они очень ему интересны, как показывает практика. Так почему мы должны лишать ребенка этого чувственного развития? Зачем три года ждать и только потом начинать? Ребенок до трех лет развивается так, как потом за 30 лет не разовьется, и в этот период знакомить его с искусством очень важно. Это искусство специально для него, про фессиональный театр на его языке – это тоже ценно, это важная, духовно разви вающая и психологическая среда для ро ста ребенка.
– Зрители готовы к такому театру?
А.: Как только приходят и смотрят, сразу готовы. Пока не пришел и не уви дел сам, никто не готов.
П.: Этот страх, что все не готовы к со временному театру, ничем не обоснован.
– Часто аниматоры ездят по шко лам и детсадам, называя себя теа тром, и родители думают, что этого достаточно.
П.: Наверно, это общероссийская проблема, корни которой кроются в несерьезном отношении к детям. На детские спектакли и бюджеты меньше, думают: «ну, давайте, какой-то задник за валявшийся поставим». Почему-то никто не хочет вкладываться в будущее.
А.: Это еще и несерьезное отношение к себе родителей. Если они считают, что профессиональный взрослый театр им не нужен и ничего не способен дать, не готовы работать над собой духовно, об разовываться культурно, то тем более они не считают нужным предлагать это детям.
Е.: Воображение ребенка заряжено на восприятие эстетики, красоты, но по степенно мы его заглушаем и переводим в пространство взрослой бытийности.
– А если родители переживают, что ребенок заплачет?
А.: Бэби-театр делается так, чтобы пол ностью завладеть вниманием ребенка и познакомить его с искусством. Спектакль простроен настолько бережно, нежно, ду шевно, трепетно, субтильно и красиво, что такое же воздействие он оказывает и на мам. Для них – это как посетить релакс-ме роприятие: красивая музыка, все красиво, они расслабляются в пространстве радо сти и нежности. Бэби-театр предлагает культурный досуг для матерей в период декретного отпуска, им тоже очень важ но не быть оторванными от культурного мира после появления ребенка. К тому же для родителей бэби-спектакли тоже открытие, потому что это новый опыт по познанию театра, его объема, возможно стей и форм существования.
– Расскажите о спектакле, который вы ставите в театре Бестужева «Ми крохи».
А.: В проекте «Микрохи» наша задача – впервые познакомить местного зрите ля с мировым форматом бэби-театра. Это спектакль о погружении в особый мир, ещё более маленький, но со своей эсте тикой, со своим искусством и незнакомы ми переживаниями. Это некий манифест приобщения детей к театру с рождения и приглашение их окунуться через театр в мир загадочного и прекрасного. Важный для нас момент, мы хотим подчеркнуть уникальность этого места, где мы сейчас находимся, близость к Байкалу, подчер кнуть значение этого озера для мира, природного начала, важности его суще ствования здесь. Так что «погружаемся в Байкал» и в прямом и в художественном смысле. Как сверхзадачу ставим перед собой также познакомить и европейско го зрителя, через спектакль, с таким уни кальным природным явлением – озеро Байкал.
Алмаз: Бэби-театром я професси онально стал заниматься с 2015 года. За год до этого я принимал участие в образовательной программе «Школа театрального лидера» московского Цен тра им. Мейерхольда. Там нам рассказы вали о форматах современного театра и, в частности, про театр для самых малень ких, где зрители – дети до трёх лет. Мой интерес как режиссёра драматического театра вызвало то, что может существо вать полноценный театр, в котором нет текста, драматургии, конфликта и сюже та. С тех пор я стал исследовать эту тему. Со мной приехала опытная команда. Мы сотрудничаем давно, в рамках творче ской группы «Путь 7 локтей». Есть ряд проектов в работе, для детей постарше и для взрослых, связанных с националь ной культурой и современной формой её подачи.
Павла: Это моя вторая постановка в формате бэби-театра, в этот мир меня втянул Алмаз.
Евгений: С Алмазом я познакомился лет шесть назад. Он пригласил меня на свой бэби-спектакль «Гармония». С тех пор мы вместе.
– Чем вас привлекает бэби-театр?
П.: Возможностью заниматься имен но искусством, и оно воспринимается. Меня этим купил бэби-театр.
Е.: Привлекает в бэби-театре некая ткань символизации, где простая деталь вызывает массу интерпретаций. Ребенок с удовольствием погружается в этот мир, где он, как рыба в воде. С возрастом все это уходит от нас в прагматику быта.
– Чистое искусство?
А.: Вообще, да. Мы занимаемся те атром, а не развлекательным шоу, поэ тому не можем расслабляться, так как должны отдать детям всё возможное. И питать их воображение через театр, в котором многообразие художественных языков.
П.: Как будто нет никаких ограниче ний. Их намного меньше, чем когда дела ешь Чехова, например.
А.: Бэби-театр основан на других, неклассических принципах театра. Он не находится в плоскости спектаклей ТЮЗа, театра кукол и основан на совершенно иных принципах восприятия самым ма леньким зрителем. Мне показалось это интересным с точки зрения новых ощу щений, открытия собственных граней, развития через погружение в возмож ности этой структуры: бессюжетной, бесконфликтной, бестекстовой. Потому что для восприятия маленькими деть ми спектакля форма драматического театра не подходит. Они не способны ещё воспринимать сюжет, конфликт, текст, дидактику. Бэби-театр – одна из форм не интерпретационного театра, когда мы не опираемся на порой огра ничивающую нас сюжетную структуру, написанную драматургом, не привязы ваемся к произведениям, которые напи саны в прошлом и позапрошлом веке, а черпаем вдохновение здесь и сейчас. Мы ищем свои собственные сюжетные реализации, и в этом плане гораздо сво боднее.
– Как родителям объяснить, что такое бэби-театр?
А.: Лучше один раз увидеть. Этот опыт не опишешь словами. Это театр для самых маленьких, причем он гораз до ближе к современному театру, этим он уникален. И необходимо водить туда детей, потому что у них есть право при общаться к искусству с рождения.
П.: Право на эстетическое воспита ние.
А.: Во всем мире это право давно успешно реализуется. А у нас по старин ке считалось, что дети способны при общаться к театру только после трех лет. Однако сейчас, на основе многолет него международного опыта постано вок, сформировалось понимание, что театральными зрителями могут стать дети и самого младшего возраста. Ты только родился и имеешь право ходить в театр, для тебя специально создается искусство. Это важно.
– Что воздействует на ребенка?
П.: Бэби-театр – это сплав визуально го театра, театра предмета, пластическо го и фигуративного театра.
А.: Мы погружаем ребенка на время в пространство, которое полностью эсте тизировано, гармонично, красиво, безо пасно, и таким образом развиваем в нем восприятие такого гармоничного, краси вого, безопасного мира, стимулируя его импульсы к творческому развитию, к ис следованию и эксперименту. И при этом в процессе знакомим его с искусством, которое он воспринимает в чистом виде, у него нет шаблонов, как надо, как не надо, он воспринимает и впитывает.
– И пластика особенная в бэби-театре?
Е.: Да, это ближе к современному тан цу, который в основе своей строится на исследовании собственного тела, поиске в себе своего «Я». Бэби-спектакль требу ет особой пластики для разговора с ма леньким человеком, она должна быть не просто искренней, но и доверительной, чтобы ребенок не испугался и мог скон центрировать внимание. Она связана с открытостью к миру. Человека видно сразу, если он открыт для мира, ребенок туда безбоязненно идет. Эту пластику не просто нащупать. В процессе работы с актерами это всегда эксперимент, но ин тересный и увлекательный.
– Как опровергнуть миф, что детям театр до трех лет не нужен?
А.: Смотря какой театр. Если это театр сродни театру для взрослых с сюжетом, драматургией и конфликтом, то такой те атр не нужен до 3 лет. Но есть множество театральных форм, которые успешно во всем мире развиваются, и они очень ему интересны, как показывает практика. Так почему мы должны лишать ребенка этого чувственного развития? Зачем три года ждать и только потом начинать? Ребенок до трех лет развивается так, как потом за 30 лет не разовьется, и в этот период знакомить его с искусством очень важно. Это искусство специально для него, про фессиональный театр на его языке – это тоже ценно, это важная, духовно разви вающая и психологическая среда для ро ста ребенка.
– Зрители готовы к такому театру?
А.: Как только приходят и смотрят, сразу готовы. Пока не пришел и не уви дел сам, никто не готов.
П.: Этот страх, что все не готовы к со временному театру, ничем не обоснован.
– Часто аниматоры ездят по шко лам и детсадам, называя себя теа тром, и родители думают, что этого достаточно.
П.: Наверно, это общероссийская проблема, корни которой кроются в несерьезном отношении к детям. На детские спектакли и бюджеты меньше, думают: «ну, давайте, какой-то задник за валявшийся поставим». Почему-то никто не хочет вкладываться в будущее.
А.: Это еще и несерьезное отношение к себе родителей. Если они считают, что профессиональный взрослый театр им не нужен и ничего не способен дать, не готовы работать над собой духовно, об разовываться культурно, то тем более они не считают нужным предлагать это детям.
Е.: Воображение ребенка заряжено на восприятие эстетики, красоты, но по степенно мы его заглушаем и переводим в пространство взрослой бытийности.
– А если родители переживают, что ребенок заплачет?
А.: Бэби-театр делается так, чтобы пол ностью завладеть вниманием ребенка и познакомить его с искусством. Спектакль простроен настолько бережно, нежно, ду шевно, трепетно, субтильно и красиво, что такое же воздействие он оказывает и на мам. Для них – это как посетить релакс-ме роприятие: красивая музыка, все красиво, они расслабляются в пространстве радо сти и нежности. Бэби-театр предлагает культурный досуг для матерей в период декретного отпуска, им тоже очень важ но не быть оторванными от культурного мира после появления ребенка. К тому же для родителей бэби-спектакли тоже открытие, потому что это новый опыт по познанию театра, его объема, возможно стей и форм существования.
– Расскажите о спектакле, который вы ставите в театре Бестужева «Ми крохи».
А.: В проекте «Микрохи» наша задача – впервые познакомить местного зрите ля с мировым форматом бэби-театра. Это спектакль о погружении в особый мир, ещё более маленький, но со своей эсте тикой, со своим искусством и незнакомы ми переживаниями. Это некий манифест приобщения детей к театру с рождения и приглашение их окунуться через театр в мир загадочного и прекрасного. Важный для нас момент, мы хотим подчеркнуть уникальность этого места, где мы сейчас находимся, близость к Байкалу, подчер кнуть значение этого озера для мира, природного начала, важности его суще ствования здесь. Так что «погружаемся в Байкал» и в прямом и в художественном смысле. Как сверхзадачу ставим перед собой также познакомить и европейско го зрителя, через спектакль, с таким уни кальным природным явлением – озеро Байкал.